Марк Захарович Шагал — Влюбленные «Над городом»

Марк Захарович Шагал — Влюбленные «Над городом»

Марк Шагал Над городом

 

Если приехать в белорусский город Витебск поездом, на привокзальной площади пойти налево, пройти или проехать одну трамвайную остановку и свернуть направо, узкая улочка старого города выведет к памятнику. На перекрёстке в сквере, бывшей Полоцкой площади, сидит немолодой уже человек. Художник приостановил работу, откинулся назад, прижал правую руку ко лбу. Лицо усталое, в морщинах. Над ним парит фигурка женщины, первой любви, жены, бессменной музы. Так Александр Гвоздиков в 1992 году увидел Марка Шагала и Беллу Розенфельд.
Долгие годы в родном городе не вспоминали художника с мировым именем. В том числе потому, что он был евреем. Но в начале 90-х с лёгкой руки первого секретаря обкома партии Владимира Григорьева был установлен памятник знаменитому земляку, прошли первые Шагаловские чтения, а затем появились Арт-центр и дом-музей.

Дом-музей художника

За памятником начинается улица Покровская. Дома вдоль неё – историко-культурная ценность, построены в конце 19 — начале 20 веков. Тогда это была окраина города, небогатый район со своей синагогой. Марк Шагал часто рисовал окрестности. В глубине улицы прячется одноэтажный маленький домик из красного кирпича с номером 11. Его построили родители Шагала, когда приехали из небольшого местечка Лиозно в губернский город в поисках лучшей жизни. Перед зданием во время раскопок нашли и расчистили кусочек мостовой того времени. На стене закреплена мемориальная доска. С 1997 года тут размещается дом-музей мастера авангарда с мировым именем.
Здание отремонтировано в 90-е года. Примерно половина необходимых денег была собрана меценатами из немецкого города Нинберга. Реставраторы пытались сохранить дух того времени, пользовались предметами, которые были найдены при раскопках во дворе. Интерьер дома-музея отражает особенности быта того времени, путь к славе Марка Шагала, но не настоящую жизнь его семьи – небогатых многодетных евреев. Экспонаты, соответствующие рубежу 19-20 века собирались по крупицам, покупались в частных коллекциях, а не находились в помещениях первоначально. Точно не известно, как выглядели комнаты при хозяевах. На территории участка стояло ещё три деревянных домика, которые сгорели во время Великой Отечественной войны.
Если шагнуть с булыжников мостовой на единственную ступеньку лестницы и открыть входную дверь, можно оказаться в лавке. Это была занимавшая переднюю часть дома вотчина матери, Фейги-Иты. Тут можно было купить копчёную селедку и разные мелочи. Глава семьи, Хацкель, трудился на рыбном складе. Сейчас на полках размещаются сувениры, стены украшены фотографиями. Маленькая хозяйка при полном параде сидит возле стола, положив на него руку и милостиво глядит на посетителей: по сохранившимся фото и рисункам Шагала минским мастером Валерией Гайшун сделана кукла – копия его матери.
Родители мечтали, чтобы Марк выбился в приказчики или стал бухгалтером. Возможно, без Фейги-Иты Черниной, в замужестве Шагал, её сын Мовше, Моисей никогда бы не стал авангардистом. К ней пришёл подросток со своей мечтой научиться рисовать. Сначала это желание показалось ей несерьёзным и нелепым. В то время в небольшом городке слово «художник» не было даже в ходу. Но в мастерскую, при которой была школа, она пошла. Не веря в талант сына, ничего не понимая в искусстве, она попыталась, как умела, поддержать своего сына.

Смотрите еще:  Современная архитектура города и 10 мест которые нельзя пропустить в Милане!

Экспозиция музея

Над дверью, ведущей из лавки в дом, закреплены необычные часы в виде символического ключа. За порогом сразу начинаются жилые помещения. У небогатых родителей художника не было возможностей отводить место под прихожую. У Хацкеля и Ферги-Иты было семеро детей, два сына и пять дочерей. В ближней к улице жили мальчики. Потом шла гостиная или столовая. Из неё можно попасть в большую комнату. Когда-то перегородкой она делилась на родительскую спальню и комнату девочек. Стены всех комнат украшены фотографиями семьи и первой жены художника, изображениями Витебска начала 20-го века, копиями архивных документов и рисунков Шагала, в том числе изображений отчего дома и матери. Тут же стоит шкаф с посудой, которую музею подарили племянницы мастера. Вторая дверь из столовой ведёт в кухню. Несмотря на пожар, сохранились изображения бытовых сценок в доме. Поэтому кухню восстанавливали наиболее самобытно и аутентично. Склянки в аптеке найдены во время раскопок во дворе. Из кухни есть выход в сад.
Раньше за кирпичным домом на участке находилось три деревянных флигеля. Сведений, где они были, не сохранилось. Один домик отстроили в конце 20 века как служебное помещение. В саду установлен в 1998 году памятник – «Витебская мелодия на французской скрипке». Этот проект скульптор Валерий Могучий предлагал ещё на конкурс 1992 года. Дом и сад используется для театрализованных постановок и концертов к памятным датам. Музей занимается просветительской и популяризаторской деятельностью. Здесь к столетию брака малоизвестного тогда художника Мовше Шагала с красивой и талантливой дочерью ювелира Беллой была устроена традиционная еврейская свадьба, которую проводил настоящий раввин, под звуки еврейского оркестра знакомивший гостей с обычаями еврейского народа.
Традиционные чтения, дискуссии, плэнеры и выставки ежегодно притягивают несколько десятков тысяч туристов на родину Мастера авангарда.

Смотрите еще:  Японский архитектор Фумихико Маки. Путь в другое измерение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019-2020 @ Авторский блог путешественника и архитектора Т.Жиркова. Все права защищены. Все материалы представленные на сайте публикуются в информационно-развлекательных целях и отражают субъективное мнение автора. Связь с редактором tjornalblog@gmail.com